ФНС России разъяснила, как и когда с должностных лиц можно взыскать налоговые долги организации.

Кратко

В декабре 2017 года мы освещали позицию Конституционного суда Российской Федерации (далее «КС») в отношении того, в каких случаях и в каких пределах возможно взыскание с должностных лиц организации-налогоплательщика вреда, причиненного налоговыми преступлениями.

В январе 2018 года ФНС России разъяснила нижестоящим налоговым органам, как применять это постановление КС. Помимо достаточно нейтральных разъяснений, в ряде принципиальных вопросов ФНС России взглянула на тему взыскания вреда с должностных лиц организации несколько шире, чем КС. Предлагаем обсудить моменты из письма ФНС России, которые показались нам важными.

В деталях 

На что указал КС в Постановлении от 8 декабря 2017 года № 39-П3

КС РФ подтвердил, что с должностных лиц организации могут быть взысканы суммы налоговой недоимки и пени (но не штраф), числящиеся за организацией-налогоплательщиком.

Он также привел обстоятельства, при которых взыскание вреда с должностных лиц исключено (например, когда можно взыскать недоимку с причастных к деятельности организации иных лиц).

Кроме того, он подчеркнул, что при определении размера возмещения суд вправе учитывать имущественное положение физического лица, факт обогащения в результате совершения налогового преступления, степень вины, возможность определять поведение юридического лица и иные существенные обстоятельства.

Ключевые вопросы письма ФНС России

Согласно ФНС России, взыскание налоговых долгов с должностных лиц организации возможно в ряде неоднозначных случаев и с возложением бремени доказывания невиновности на физическое лицо.

Напомним, КС РФ разъяснил, что взыскание с физических лиц вреда, причиненного публично-правовым образованиям налоговыми преступлениями, исключено при сохранении возможности исполнения налоговых обязанностей самим налогоплательщиком и (или) причастными к ее деятельности лицами. При этом КС РФ не конкретизировал, какие действия необходимо предпринять для подтверждения того, что вред от налоговых преступлений не может быть возмещен данными причастными лицами.

ФНС России подтверждает, что необходимо исключать ситуации взыскания ущерба в двойном размере (один раз – с юридического лица в порядке налогового законодательства, а второй – с физического лица). Налоговые органы должны продемонстрировать, по каким основаниям недоимка не может быть взыскана с самой организации или лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам в порядке, предусмотренном действующим законодательством. В гражданском иске следует указать одно или несколько оснований исчерпания.

Вместе с тем, настораживает, что в качестве достаточного подтверждения невозможности взыскания вреда от налоговых преступлений с третьих лиц ФНС РФ видит:

 представление доказательств применения ординарных мер взыскания задолженности (ст. 69, 46, 47 НК РФ), сведений о результатах мер взыскания и исполнительном производстве;

 отсутствие правовых и (или) фактических оснований и (или) недостаточной доказательной базы для взыскания задолженности с лиц, привлекаемых к ответственности по долгам организации;

 неудовлетворительное финансовое состояние организации по итогам результата анализа, проведенного самим налоговым органом или иным лицом (арбитражным управляющим, экспертом и т.д.).

При этом, по мнению ФНС России, возложение на налоговый орган бремени доказывания данного отрицательного факта (а именно, невозможности взыскания вреда от налоговых преступлений с иных лиц, как это предписывает КС РФ) недопустимо. Предполагается, что именно ответчик может представить обоснование и доказательства наличия возможности взыскания задолженности по налогам организации посредством иных мер и процедур.

Таким образом, ФНС России не исключает взыскание вреда с должностных лиц организации, по сути, без доказывания его виновности в деликте, в том числе в случае, когда взыскание вреда с иных лиц согласно норме закона возможно, однако, налоговым органом не собрана надлежащая доказательственная база. Законность подобного подхода не следует напрямую из Постановления КС РФ и может вызывать вопросы при решении конкретных споров.

На что еще обратила внимание ФНС России

Среди иных аспектов, на которые обратила внимание ФНС России, можно отметить следующие.

 Доказывать состав гражданско-правового нарушения и дополнительно исследовать все обстоятельства причинения вреда бюджету необходимо только в отдельном процессе.

 Налоговые органы должны уделять особое внимание доказательствам причастности привлекаемого к ответственности физического лица к деятельности организации.

 При выявлении умышленной формы вины уменьшение размера возмещения вреда недопустимо.

ФНС России предписывает территориальным налоговым органам обязательно согласовывать проекты гражданских исков, вытекающих из уголовных дел. Надеемся, это позволит сформировать адекватную и единообразную практику взыскания вреда, причиненного налоговыми преступлениями, с должностных лиц организации.

Что это значит для Вас?

Мы искренне надеемся, что обсуждаемые в этом обзоре вопросы Вас не коснутся. Вместе с тем нельзя исключать, что применение положений письма ФНС России может привести к расширению перечня ситуаций, в которых взыскание налоговых долгов организации возможно с ее должностных лиц. Более детальный анализ Постановления КС РФ в преломлении позиции ФНС России будет представлен на ближайшем вебинаре практики по разрешению налоговых споров.

ИСТОЧНИК https://www.pwc.ru/ru/tax-consulting-services/assets/legislation/tax-flash-report-2018-1-rus.pdf

 

SM

Головной офис:

350001, г. Краснодар, ул. Комсомольская, 45

Наши контакты:

Тел.: (861) 2002-832
Факс: (861) 2002-831
E-mail: akosta@akosta.net